Из истории кафедры психологии

Практически одновременно с открытием в 1931 г. в Мордовии агропединститута была организована кафедра педагогики и педологии, которая связана с именем выдающегося ученого А.В. Ососкова. В плане научной работы в 30-е годы особое внимание обращалось на разработку проблемы психолого-педагогического изучения мордовского ребенка, его физического и умственного развития. Намечалось провести отбор и педологическое изучение группы умственно отсталых и трудновоспитуемых детей, привлекая к работе НИИМК.

В 1936 г. кафедра переименована в кафедру педагогики и психологии. Значительный вклад в развитие кафедры внесли такие ученые как О.И. Рута, С.И. Кусков, А.И. Голубев. В 40-50-е годы на кафедре решались важнейшие задачи подготовки кадров. Большую роль в кооперировании интеллектуального труда играет кафедра в 60-е-70-е годы. Под руководством А.Г. Паксютова (1962-1967 гг.) ученые кафедры Е.С. Лисицына, В.Т. Лашко, В.П. Кутеева занимались разработкой психолого-педагогических проблем, что являлось серьезным результатом научно-исследовательской деятельности вуза. В 70-е годы обозначились все направления и интеграционный диапазон деятельности кафедры, что обеспечило ее тесную связь со средними учебными заведениями республики. Избранный на должность заведующего кафедрой С.И. Бреев (1967-1973 гг.) организовал работу по подготовке педагога в системе университетского образования. На кафедру пришли работать опытные педагоги А.А. Игонин и др., выпускники спецфакультетов Московских вузов, Саратовского госуниверситета и других вузов: Г.М. Бреслав, В.П. Андронов, К.М. Романов, Р.Я. Мельман, Е.А. Курносикова, Н.И. Майков.

Заведующие кафедрой М.Г. Кузьмина (1973-1980 гг.), Л.В. Агапова (1980-1982 гг.) содействовали усилению связи с республиканскими органами образования, подготовке высококвалифицированных учителей.

Кафедра психологии образована в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего образования РСФСР № 330 от 09.06.1982 г. в результате разделения кафедры педагогики и психологии на кафедру педагогики высшей школы и кафедру психологии. С момента основания и до 2008 г. заведующим кафедрой психологии был В.П. Андронов. В 2008 г. кафедра психологии была разделена на три кафедры: кафедра общей психологии (заведующий – доктор психологических наук, профессор В.П. Андронов), кафедра социальной психологии (заведующий – доктор психологических наук, профессор К.М. Романов), кафедра педагогической психологии и педагогики (заведующий – доктор педагогических наук, профессор И.А. Винтин). В 2013 г. произошло объединение кафедры общей психологии, кафедры социальной психологии, кафедры педагогической психологии и педагогики и кафедры педагогики. Вновь созданная кафедра получила название кафедра психологии. До 2016 г. кафедрой руководил И.А. Винтин. 21 октября 2016 г. кафедру возглавил кандидат психологических наук, доцент С.Н. Никишов.

Историю становления и развития кафедры психологии условно можно разделить на три этапа. Первый – связан с обеспечением психологической подготовки студентов на подавляющем большинстве факультетов университета и определением приоритетного научного и учебно-методического направления ее работы. Второй этап связан с открытием новой специальности «Психология» в структуре Историко-социологического института (1998 год) и подготовкой специалистов-психологов с фундаментальным университетским образованием. На тот момент кафедра осуществляла две специализации на отделении «Психология» («Социальная психология» и «Психология развития») и одну на отделении «Социальная работа» («Психосоциальная работа с населением»). Третий этап в развитии кафедры связан с переходом в 2009 г. на двухуровневую систему высшего образования, включающую в себя бакалавриат и магистратуру. На сегодняшний день ведется подготовка бакалавров психологов по общему профилю и магистров по профилю «Педагогическая психология» (руководитель магистерской программы – доктор психологических наук, профессор В.П. Андронов).

С 1990 года при кафедре была открыта аспирантура по двум специальностям: 19.00.01 - Общая психология, психология личности и история психологии и 19.00.07 - Педагогическая психология. С этого момента и по настоящее время было защищено более 20 кандидатских диссертаций.

В целях обеспечения качества подготовки выпускников в университете преподаватели кафедры разрабатывают и используют широкий спектр новых технологий обучения:

  1. Задачная технология обучения (позволяет формировать способность самостоятельно ставить профессиональные цели, планировать, прогнозировать и решать профессиональные задачи).
  2. Рефлексивный тренинг (способствует развитию профессионального контроля (самоконтроля), оценки (самооценки) и профессиональной коррекции).
  3. Социально-психологические и деловые игры (обеспечивают развитие профессиональных личностных качеств и компонентов профессионального мышления будущего специалиста-выпускника университета).
  4. Компьютерные технологии обучения (позволяют отработать как теоретический материал, так и практический – проанализировать результаты психологической диагностики и переносить данные исследования из одной компьютерной программы в другую).
  5. Информационные технологии в контроле усвоения материала. Для этих целей были разработаны компьютерные программы по курсу общей психологии. Они облегчают контроль, делают его более объективным.

Используются результаты научно-исследовательской работы в учебной деятельности:

  • в процессе проведения практических занятий по психологии активно используется методика формирования психологической компетентности специалиста;
  • в процессе теоретической подготовки используются различные методологические подходы;
  • в процессе руководства над курсовыми и дипломными проектами у студентов формируются исследовательские навыки;
  • наряду с традиционными регулярно используются активные методы обучения, также способствующие повышению эффективности учебного процесса (дискуссионные, игровые методы) и развитию у студентов самостоятельного мышления и познавательной активности;
  • анализируются и используются методические новинки.

На кафедре успешно функционируют две научные школы: научная школа профессора К.М. Романова и научная школа профессора В.П. Андронова.

Основными научными направлениями школы доктора психологических наук, профессора К.М. Романова являются психология общения и межличностного понимания, психологическая культура человека. В рамках школы защищено 15 кандидатских диссертаций, выпущены такие монографии как «Выражение психического состояния человека в общении» (2008), «Психологическая культура: теория, методология, закономерности формирования» (2010), «Познание человека человеком» (2005), «Актуальные проблемы исследования финно-угорской культуры» (2014), «Выражение и понимание психического состояния человека как элемент психологической культуры личности» (2015), выполнено 4 грантовых исследования различных российских фондов (РГНФ, Фонд В. Потанина) РГНФ: 08-06-00232а - «Способы выражения психического состояния человека в процессе общения» 2008-2009; РГНФ: 11-16-13001 а(р) - Выражение и понимание психического состояния человека в общении 2011 - 2012; РГНФ: 12-16-13001 а(р) Этнические особенности психологической культуры; РГНФ: 15-16-13003 а(р) - Этнические особенности общения и межличностного понимания у финно-угорских народов 2015-2016, исследование-победитель грантового конкурса для преподавателей магистратур благотворительного фонда В. Потанина 2014), подготовлен 1 учебник, 3 учебных пособия. Многие учебные пособия были победителями внутривузовского конкурса учебных пособий, лауреатами всероссийских конкурсов на лучшее учебное пособие.

Признанной в России научной школой в области педагогической психологии, основанной в 1998 году, является научная школа, руководителем которой является доктор психологических наук, профессор В.П. Андронов. Основное научное направление школы: психология профессионального мышления.

В настоящее время членами коллектива научной школы являются 13 человек (из них 2 доктора и 11 кандидатов наук). За время работы школы защищено по данному направлению 18 диссертаций, из них 2 докторских и 16 кандидатских.

В целом сотрудниками научной школы издано: 9 монографий, 4 сборника научных трудов, более 800 научных статей в международных, российских и региональных изданиях.

Кафедра активно взаимодействует с Самарским государственным педагогическим университетом, Ульяновским государственным университетом, Казанским государственным университетом, Институтом психологии РАО, МГПИ им. М.Е. Евсевьева.

© МГУ им. Н.П. Огарева, Историко-социологический институт, 2004-2016.