Исходя из современной ситуации в стране, мы в качестве цели
социально-воспитательной работы выдвинули формирование
высоконравственной и интеллектуально-развитой личности, способной к
быстрой и безболезненной адаптации в сложных общественных условиях,
умеющей раскрывать, анализировать и активно использовать свои
потенциальные возможности. Мы считаем, что необходимо подготовить
личность, которая бы умела и руководить и подчиняться, личность,
готовую к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию,
самоусовершенствованию, самоактуализации, то есть к социальному
самоопределению.
В качестве задач социально-воспитательной работы нами выделяются
следующие:
• создать условия для максимального раскрытия каждым
студентом своих потенциальных возможностей;
• привлечь к работе в органах студенческого самоуправления
максимальное количество студентов и регулярно проводить смену
студенческого актива;
• способствовать созданию атмосферы творческого подхода к
любому делу и мероприятию, проводимому в ИСИ;
• создать условия каждому студенту для самоподготовки к жизни
и трудовой деятельности в современных условиях.
Организация внеучебной деятельности ИСИ и работа органов студенческого
самоуправления в Историко-социологическом институте строится по формуле
«4 сами»: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами
анализируем.
Система планирования мероприятий и видов внеучебной деятельности
основывается на принципах добровольности, адресного подхода и вытекает
из задач, которые ставятся для реализации общих целей для каждого
курса. Эти цели и задачи заложены в содержании девиза студенческого
курса, исходя из которого и строится его внеучебная деятельность.
I курс – девиз «Познай других», цель – адаптировать студентов к
вузовской системе, сформировать первичный
коллектив студенческой группы, выбрать органы студенческого
самоуправления. Все первокурсники разные, с разным социальным опытом и
интеллектуальной подготовкой, поэтому вся система дел. планируемых на
год, подчинена одной цели: первокурсники должны узнать друг друга и не
только на уровне анкетных данных, но и на более глубоком эмоциональном
уровне.
II курс – девиз «Познай себя», цель –
побудить студента к
процессу самопознания системы внеучебной деятельности, заставить
студента осознать, что все разные, с разными потенциальными
возможностями и задатками. Поставить вопрос: Какой я? Лучше или хуже?
Чем могу быть полезен своей студенческой группе? Своему институту и
вузу? Своей Родине?
III курс – девиз «Все вместе», цель –
научить каждого студента
коллективным формам работы. Подчинить личные интересы интересам всего
коллектива, развить партнерские качества.
IV курс – девиз «Каждое дело творчески,
иначе зачем», цель – привить знания,
умения и навыки творческого подхода к любому виду деятельности.
V курс – девиз «Будущий лидер России»,
цель – ретроспективно обобщить и
развить умение результативно использовать на практике знания, навыки и
опыт, полученные за годы обучения в институте. Это умение строить
работу индивидуально и в коллективе, продуктивно действовать в системе
лидер (ответственный за мероприятие, староста группы и т.д.) –
подчиненный, умение
планировать, организовывать, проводить и анализировать различные
мероприятия творчески, т. е. обратиться к самопознанию, саморазвитию,
самоусовершенствованию, самоактуализации и выйти на уровень
самоопределения. V курс - это время, когда еще не поздно что-то
откорректировать.
Для наиболее организованной и плодотворной работы у нас существуют
следующие традиции, которые легли в основу принципов внеучебной
деятельности студентов.
1. Сопричастность каждого
студента к событиям в мире, к жизни страны, родного университета и
института.
2. Традиция коллективно-творческой деятельности.
3. Традиция доброго отношения к людям.
4. Традиция бережного отношения к символике России, Республики
Мордовия, Мордовского университета и Историко-социологического
института.
При реализации этих традиций и принципов мы опираемся на следующие
законы студенческого самоуправления ИСИ.
1. Закон «ноль-ноль» - любое мероприятие, дело проводить и начинать
вовремя, во всем соблюдать порядок и дисциплину, каждое дело оценивать
по конечному результату.
2. Закон «поднятой руки» – «У нас закон
един: слушают все – говорит один».
3. Закон «плюрализма» – «Для коллектива
равно значит: думаешь ли ты, как все, или думаешь ты иначе».
4. Закон «делового предложения» – «Ты
такой обычай знай: критикуешь – предлагай!».
5. Закон «время – ценность» –
«Выступая, вспомните когда-то: не говорите длинно – говорите
сжато».