Разделение труда в органах власти предполагает наличие специалистов, профессионалов в области управления отдельными регионами. На протяжении почти всего XX столетия, получив руководящую должность или должность ответственного работника, сотрудники советских организаций проходили обучение в послевузовских звеньях профессионального образования. На вузовском уровне закладывались лишь основы профессионально-отраслевой подготовки, в которой управленческая составляющая занимала незначительную часть.
Худшее положение к 1980 – 1990-м гг. сложилось с профессиональной подготовкой специалистов и руководителей общерегионального управления, призванных составлять ядро органов власти государственного и муниципального управления. Следует упомянуть о том, что соответствующих направлений даже не было в реестре специальностей профессионального образования.
Реформирование государственного устройства, разработка и внедрение новых принципов региональной политики, а также расширение международных связей субъектов Российской Федерации настоятельно требовали подготовки специалистов-регионоведов.
Основы общегосударственной системы подготовки специалистов по регионоведению были заложены в 1980 – 1990-е гг. В это время возникает ряд центров прогнозирования, проектирования, программирования и планирования комплексного развития территорий.
В 1982 г. под руководством профессора А.И. Сухарева при Мордовском государственном университете была создана проблемная лаборатория регионологии. 12 июня 1991 г. приказом Государственного комитета Российской Федерации по науке и высшей школе на базе проблемной лаборатории регионологии был образован Научно-исследовательский институт комплексного социального и экономического развития регионов Нечерноземной зоны РСФСР. В 1992 г. Научно-исследовательским институтом начал выпускаться журнал «Регионология», соучредителями которого стали Минобразования России и Минпромнауки России.
7 декабря 1995 г. НИИ комплексного социального и экономического развития регионов Нечерноземной зоны РСФСР был переименован в НИИ регионологии при Мордовском государственном университете им. Н.П.Огарева. В качестве его учредителей выступили Министерство образования Российской Федерации и Правительство Республики Мордовия. Основными направлениями деятельности института являются: координация, обеспечение и проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблемам комплексного развития регионов; программно-целевое обеспечение развития региональных комплексов; социологические исследования по актуальным проблемам регионального развития, мониторинг динамики экономических, политических и социальных отношений; экспертные услуги в научной и научно-технической сферах; научно-методическое обеспечение соответствующих подразделений вузов и промышленных предприятий, преподавателей учебных заведений в совершенствовании их учебно-практической и профессионально-трудовой деятельности; повышение научной квалификации научно-педагогических кадров; привлечение студентов, аспирантов и докторантов к участию в научных исследованиях. С ноября 1996 г. институт имеет сертификат на организацию и проведение экспертизы в научной, а с 2000 г. – и в научно-технической сферах. В декабре 2000 г. Министерство образования РФ присвоило институту статус «федеральной экспериментальной площадки».
Таким образом, в Мордовском государственном университете сформировалось и развивается новое научное направление, получившее название «регионология», которое исследует закономерности системного экологического, экономического, социального, политического и духовного функционирования социумов регионов. Данное научное направление получило признание и развитие в Российской Федерации, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Специальность «Регионоведение» в Мордовском государственном университете существует с 1994 г. (практически с момента ее утверждения Госкомвузом РФ). На базе имеющихся в вузе научных методических исследований были разработаны квалификационные характеристики специалиста-регионоведа. Изначально предполагалось, что программа подготовки по специальности «Регионоведение» будет включать опорные, базовые блоки наук и учебных дисциплин, отражающих составные части жизни регионального социума как целого: региональное природопользование и региональная экология; демографические и этнографические дисциплины; региональная социология; система региональной экономики; правоведческая подготовка по государственному и муниципальному управлению; региональная культурология; современные информационные технологии.
В связи с тем что подготовка специалистов по регионам Российской Федерации в 90-е гг. XX в. получила широкое распространение в высших учебных заведениях страны, назрела необходимость объединения усилий государственных органов, их кадровых служб, научных и образовательных учреждений в разработке и реализации программы развития научных исследований, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по новому направлению.
18 декабря 1998 г. на заседании Совета УМО вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений при МГИМО (У) МИД РФ функции учебно-методического совета УМО по специальности «Регионоведение» в части подготовки специалистов по регионам Российской Федерации были делегированы Мордовскому государственному университету. В 1999 г. на базе Мордовского государственного университета была создана учебно-методическая секция НМС УМО вузов РФ по российскому регионоведению.
Библиографический список
1. Граник Г.И., Громов В.Н. Отраслевое и территориальное разделение труда. М., 1970.
2. Кадровый потенциал регионоведения // Регинология. 1994. № 2-3. С. 3-7.
3. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. // Регионология. 1996. № 2. С. 11-26.